Постоянно приходится слышать мифы и слухи по поводу "тонких"-"толстых" пар, "у меня не лезет ваша пара 5.29" и тому подобное…


1. "Тонкие" и "толстые" пары TLC Prado 70 и Toyota Hilux Surf.



Итак, "тонкая" пара для редуктора Toyota 8" ставилась только на Toyota Land Cruiser Prado 70-й серии и Toyota Hilux Surf 130 с двигателями 2LT с 1990 (1984 для леворуких) по 1993 год, имела передаточное число только 4.88 и ставилась только в задние пустые редуктора и с LSD, ее номер 41201-69285. Но все самое интересное начинается при замене ее на "толстую" пару тюнинговую (обычно 4.88 или 5.29) — после того как ведущая обута в новые подшипники поставлена в корпус редуктора начинают тулить дифференциал с прикрученной новой ведомой шестерней — а оно не лезет, ну просто никак не лезет, вот тут и начинаются звонки…

(тонкую пару под такой редуктор не выпускает ни один производитель тюнинговых пар — она доступна только в оригинале и кстати у нас она есть, совсем новая). В этом специфическом редукторе смещены посадочные места подшипников как раз на разность толщины между "тонкой" и "толстой" парой — а именно около 8 мм, но при этом дифференциалы под "тонкую" и "толстую" пару абсолютно одинаковые.




Вобщем если у вас авто указанный выше, то при замене задней пары на "тюнинговую" 4.88 или 5.29 сразу ищите редуктор нормальной конструкции — от TLC Prado 78 и Hilux Surf с 1KZ, TLC Prado 90/120 и Hilux Surf 185 и 215 с любыми двигателями, Toyota Hiace и многих-многих других. Не ведитесь на "колхоз" с протачиванием "толстой" пары до "тонкой" и установке проставки для "тонкой" пары в нормальный редуктор.

Все пары в задний редуктор Toyota 8" V6 от всех производителей тюнинга выпускаются только "толстые".


2. Чем больше(ниже) передаточное число, тем пара толще.


Тут беда с терминологией — для ясности пусть будет 5.29 больше/ниже чем 4.88, а 4.88 меньше/выше чем 5.29!

К некоторым главным парам с передаточным числом >5.0 (просто наблюдение — не ручаюсь за техническую достоверность, поправьте технически грамотные люди!) в инструкции есть пометка "Must Grind For X-Pin", что дословно переводится как необходимо подпилить зуб главной пары для установки оси сателлитов.

Наглядно это продемонстрировано в следующем видео:


"How to grind a thick ring gear to clear the cross pin shaft" с каналаYukon Gear & Axle


Это вызвано большей высотой профиля зуба ведомой шестерни, не предусмотренной изначально производителем. Подпиливание одного из зубов ни в коем случае не ослабляет этот зуб главной пары, так как пятно контакта и нагрузка не приходятся на эту спиливаемую часть зуба, а если даже предположить что ослабляет, то шанс что удар в трансмиссии придется именно на этот зуб крайне мал.

Также иногда подпиливают верхнюю часть всех зубов ведущей шестерни — позже прокомментирую картинкой зачем и почему.

А еще редуктор с новой тюнинговой парой не всегда лезет в чулок моста, так как увеличилась ее толщина — в этом случае турбинкой приходится доработать чулок, чтобы нигде не цепляло.












3. Как известно редукторы бывают разного размера, а пары разного диаметра


Соответственно чем больше диаметр главной пары, тем по задумке они прочнее. Обозначаются как правило в дюймах, которые являются внешним диаметром главной пары.


Для примера у Toyota на внедорожниках для примера в 1980-1995 годы использовался в основном редуктор и соответственно пара 8", на легких версиях — 7.5", на тяжелых — 8.875"/9.5". Более подробно смотрите варианты редукторов Toyota.

Но с ростом нагрузок — увеличением мощности устанавливаемых моторов и весом авто пришлось увеличивать и размер главных пар. Так например на Toyota Tundra с 5.7-литровым мотором в заднем редукторе стоит главная пара диаметром 10.5", а в некоторых грузовиках Toyota Dyna и еще больше.


Но не все в маркировке пар очевидно, так например заявленная пара 8.4" по идее идет как следующий шаг усиления после 8.2" и соответственно 8.0", но по штангенциркулю оказывается не больше чем 8.2"




Внутренне отверстие/высота/максимальный внешний размер (в мм)

8.0" TV6-488-29-NG — 126/35/203

8.2" T8.2-488-NG — 126/36/210

8.4" T100-488-NG — 127/36/208


Если главная пара не налазит на дифференциал или не получается попасть по болтам, то ее можно положить в духовку и разогреть при 100 градусах полчасика, либо положить в кипящую воду на некоторое время — после этого она будет свободно одеваться на диф. Но ни в коем случае нельзя греть ее горелкой с открытым пламенем — иначе будет хана закалке.


4. Редукторы и дифференциалы могут быть обозначены одним размером, но иметь совершенно разную конструкцию и комплектующие.


Так взяв самый популярный размер Toyota 8" получаем кучу модификаций:

8" 4cyl (передний и задний, 30 шлицов, 10 болтов ГП) — мостовые Toyota Hilux и 4runner

8" IFS (передний, 30 шлицов, 10 болтов ГП) — 3 модификации:

а. Toyota 8" Clamshell под тонкую пару 3.91-4.88 — Toyota FJ Cruiser с АКПП, Hilux 215, Prado 120 & 150

б. Toyota 8" Clamshell под толстую пару 3.58, 3.73 и толстые тюнинговые 4.56 и 4.88 — Toyota FJ Cruiser с МКПП, Prado 120 & 150

в. Toyota 8" IFS — совсем не похож на 2 предыдущих, ставился на Toyota Land Cruiser 100 и Lexus LX470

8" HP (передний, 30 шлицов, 10 болтов ГП) High Pinion (с верхним расположением хвостовика и соответственно реверсивной парой):

а. с "маленькими" подшипниками морковки(как у 4cyl) и дифференциала(80 мм) в переднем редукторе Toyota Land Cruiser Prado 70

б. с "большими" подшипниками морковки(как у V6) и дифференциала(83 мм) в переднем редукторе Toyota Land Cruiser 80 и 105

8" TV6 (задний, 30 шлицов, 10 болтов ГП, 4-х сат) — TLC Prado 70/90/120, T Hilux Surf и другие

8" Марк2 (задний, 30 шлицов, 10 болтов ГП, 4-х сат) — Toyota Mark2 GX80 и др. (подходит в передний мост TLC 100 вместо родного 2-хсателлитного)


При этом некоторые детали взаимозаменяемые между ними, а некоторые совершенно разные.

Так например пара 4.3 из переднего редуктора и 4-хсателлитный дифференциал из заднего редуктора TLC Prado 78 с 1KZ отлично подходит в передний редуктор TLC100, а вот в передний редуктор FJ Cruiser ничего из этого не пойдет, включая подшипники. А вот задний лочный редуктор от FJ Cruiser'а спокойно становится в задний мост любого TLC Prado 78 (для нелочного чулка требуется доработка "напильником").



Тюнинговые пары для переднего редуктора 8" IFS (Toyota FJ Cruiser, Prado 120/150, Hilux Surf 215, Lexus GX470/GX460) от Nitro gear бывают только толстые с передаточными числами 4.10, 4.56 и 4.88.

Соответственно их можно установить только взамен толстой штатной главной пары с передаточным числом 3.55 или 3.73, а если штатная главная пара была тонкая с передаточным числом 3.9, 4.1, 4.3, 4.56 или 4.88, то установка возможно только при замене дифференциала на 41311-35120 (или 41311-35090, 41311-35100, 41311-35110), либо установку блокировки ARB RD121 или HF RD121.

Дифференциал под толстую главную пару 41311-35120 (Type B)­ имеет высоту полки 1.625", а под тонкую пару 41311-71020 (Type A, насчет 41311-71010 надо разобраться) высота полки ­1.950". Теоретически толстую главную пару можно шлифануть до тонкой, убрав 0.325" (около 8 мм), но возможно понадобится также углубить отверстия под болты — вообщем реального опыта еще не было, как будет ясность — уточню информацию тут.

разница 0.325" (8.255 мм)








5. Усиленные корпуса блокировок


При установке блокировок корпуса иногда имеют более усиленную конструкцию и в частности утолщенную привалочную поверхность ГП — в этом случае в обязательном порядке требуются более длинные болты для установки. У TJM например длинные болты идут в комплекте.


6. Количество шлицов на хвостовике ГП Toyota


Кол-во шлицов на фланце у тойоты также долгое время было одинаковым, а именно 27 шлицов вплоть до 2002 года, после этого усилению и утолщению подверглась ведущая шестерня — стало больше шлицов — 29 и соответственно больше диаметр, а на заднем редукторе 100-к и 200-к с 2006 года пошли фланцы на 32 шлица.

Вместе с фланцами изменился сальник и гайка хвостовика.

Так например уже невозможно купить оригинальную переднюю пару на 80-ку с 27 шлицами, для нее в обязательном порядке идет замена на пару с 29 шлицами с требованием замены фланца.


7. Размер редукторов Suzuki Jimny


У квадратов JA11, JA12, JA51, JA71, JB31 — были большие редукторы под 7" главную пару, но передний дифференциал был с меньшим кол-вом шлицов.

А вот у JB23 с 1998 года спереди пошел маленький редуктор 6.5" с бестолковой 8-болтовые реверсивной парой, а исправили все это безобразие только в JB43 с 10-болтовой реверсивной парой и нормальными подшипниками как в заднем редукторе.


8. Редуктора Mitsubishi Pajero — отдельный шедевр.


На Mitsubishi Pajero, Delica, L200 и прочих моделях бывает спереди 2 типа редукторов:


  • 7.25" - все Delica, а также Pajero 1-3 с двигателями 4D56 и 6G72 (кроме Kaiser нет никаких блокировок, только "заварка"+хабы)
  • 8" - любые виды блокировок (TJM, ARB, китай ARB, Harrop, Lokka, Aussie, Kaiser)


сзади 3 вида цельных мостов:


  • 8" - десять болтов 8 мм крепления редуктора к "круглому" чулку (ARB, китай ARB)
  • 9" - десять болтов 10 мм крепления редуктора к чулку(круглому как бы со "спилами" снизу и сверху) 4D56, 6G72 и т.д. (ARB, китай ARB, Harrop)
  • 9.5" - 12 болтов крепления 4M40, 6G74 и т.д. (ARB, китай ARB, Harrop)


и один вид независимой подвески на Mitsubishi Pajero 4 после 2000 года:


  • 9.5" IRS - 33 шлица на полуоси (TJM, ARB, китай ARB, Kaiser)


У Evolution'ов с задней независимой подвеской 31 шлиц в заднем редукторе и TJM/ARB туда не ставятся без доработок.


У Pajero 3 кузов V75W с передаточными числами 4.1 и 4.3 спереди маленький редуктор с главной парой 7.25" но приводами на 28 шлицов, соответсвенно никакие блокировки туда тоже не лезут.


Пониженных главных пар от иностранных производителей тюнинга не выпускается, для занижения используются только пары и редуктора от автомобилей со слабым двигателем.